Экскурсии
vk
дзен
телеграм
«Ночь заводов» в Дербенте: как пространство винного завода стало территорией искусства
Дербент сегодня — это памятник истории, привлекательный культурным и этнографическим туризмом. План по его обновлению 2019 года стал одним из самых обсуждаемых в архитектурном сообществе. Городская среда постоянно преобразовывается: ведутся работы по благоустройству общественных пространств, внедряется фирменный стиль города, функционирует отдел по охране культурного наследия. Именно в этот поток изменений органично вписалось развитие арт-направления компании «Дербент Вино», которая увидела огромный потенциал в союзе индустриального объекта и искусства.
За два года арт-направление компании сформировалось в проект «Завод культуры», глобальная цель которого — популяризация культуры Дагестана и, в частности, Дербента как новой точки туристического интереса на карте России. Миссия проекта заложена в поддержке и развитии культурного ландшафта Дагестана сегодня. С 2023 года территория завода «Дербент Вино» стала площадкой для художественных исследований, выставочным пространством для художников и их произведений, местом обмена опытом и общения.

Нашим первым шагом стало сотрудничество с командой резиденции «Сильно». Вместе мы запустили грантовую программу, призванную помочь молодым художникам и ремесленникам из Дагестана реализовать свои художественные проекты на базе резиденции. Сначала мы превратили пространство завода в площадку для экспериментов художников и провели камерный показ работ резидентов «Сильно» в действующих цехах. Впечатления у всех, побывавших на выставке, были очень яркими Поэтому к моменту, когда был объявлен конкурс на участие во Всероссийском фестивале «Ночь заводов», который проходил при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, сомнений в том, готовы ли мы к участию, не оставалось.


Варвара Новикова, куратор артнаправления завода «Дербент Вино»

В «Ночь заводов» индустриальные объекты из 16 регионов России открыли свои двери для зрителей. Среди них и завод «Дербент Вино». Для участников фестиваля на территории завода была открыта выставка с поэтичным названием «Хамрийят о Дербенте: древность и технологичность».

Хамрийят (с араб. «винная поэзия») — поэтический жанр, посвященный воспеванию вина в литературе Ближнего и Среднего Востока. Название проекта — метафора, объединяющая работы художников в пространстве винодельни. Художники, как и поэты, пишущие в жанре хамрийят, осмысляя тему виноделия, выходили далеко за ее рамки. Работающим в самых разных медиумах — от живописи, инсталляций и звука до запахов, художникам было предложено создать произведения специально для пространства завода. Расположение винодельни рядом с дербентской крепостной стеной VI века, контраст современности и глубокой древности создавали вдохновляющий контекст для создания произведений искусства.

Посетители фестиваля двигались по специальному маршруту, исследуя пространство завода через работы современных художников. На этом пути их сопровождали медиаторы. Большая часть художников создала свои работы для «Ночи заводов» после прохождения резиденции «Сильно». Художники Ник Белов и Анна Кабирова были приглашены компанией «Дербент Вино» и несколько месяцев готовили свои проекты, взаимодействуя с куратором арт-направления компании.

Рядом с Северной крепостной стеной на территории завода расположились пять уличных арт-объектов художника-архитектора Ника Белова, вдохновленных мастерством древних каменщиков и современным винодельческим производством. Мы решили начать путешествие зрителей по заводу именно с них. Большинство жителей Дербента, которые до этого никогда не видели эту часть крепостной стены, благодаря «Ночи заводов», получили возможность, наконец, увидеть её.


Варвара Новикова, куратор артнаправления завода «Дербент Вино»

Пройдя мимо фотографической серии «Проба грунта» Кати Краевой, представляющей собой каталогизацию почв и гор Сулейман-Стальского района, где расположены виноградники компании «Дербент Вино», посетители фестиваля попадали внутрь живого, активно воздействующего при помощи звуков и запахов, пространства действующего завода.
В прохладе винного цеха, заполненного звучанием работы «Метаморфозы» Фёдора Митина (Ftor) и Даниила Прасдова (Prasdov), зрители наблюдали процесс «превращения» винограда в вино. Художники обратились к неизбежным шумам производства, которые улавливались в режиме реального времени, обрабатывались и запускались обратно. К ним добавлялись точечные звуковые всплески, записанные Федором и Даниилом в процессе полевых исследований в Дагестане: записи этнических инструментов, голоса людей. Зрители имели возможность обозначить свое присутствие при помощи установленных микрофонов, превращающих издаваемые ими звуки в тягучие саундскейпы.
В ликерном цехе завода, освещенным теплым светом свечей, контрастирующим с металлическим блеском ёмкостей для хранения вина, была представлена звуковая композиция «Desono». Посвященная одноименной линейке вин завода, инсталляция Ильи Кадлубинского (ORNAID) была создана на основе записей звуков машин, осуществляющих розлив вина, эха и гула цистерн, шумов пара и воды, которые слились в единое музыкальное произведение.
Это событие объединило художников из Дагестана и других регионов России. Вместе они создавали проекты на территории винодельческой компании, вдохновляясь культурой республики и самим процессом виноделия. Искусство многогранно, и «Хамрийят» — это поэзия во множестве его проявлений: в звуке, в слове, в запахе.

Полина Дмитриева, куратор и сооснователь резиденции «Сильно»

Коридор, соединяющий цеха основного здания завода, заполнила светозвуковая работа Максима Силенкова «Эхо». Мерцание ламп было синхронизировано с определенными шумами производства, создавая впечатление своего рода музыкального инструмента, где каждая лампа становилась «клавишей». Максим Силенков также создал особую световую среду для каждого цеха завода, созвучную назначению пространства.

В цехе шампанизации было размещено несколько работ. Одна из них — масштабное по формату живописное произведение на холсте «БахIарчи» (с аварск. «храбрец») Заиры Магомедовой и Халимат Саидудиновой, которое, словно драгоценность, мерцало в полумраке среди винных акратофоров. Семь историй из жизни родственников художниц, объединенных темой неожиданного проявления смелости героев, соединились в единую композицию на холстах. По мнению авторов, в умеренном количестве вино разглаживает глубокие суровые морщины горца, благодаря чему он, наконец, осмеливается сказать ласковые слова жене и детям и помочь в «женских» делах.
Иммерсивная инсталляция «Город 5000 утечек» Жени Горожанцевой и Никиты Кикина, состоящая из наполненных водой бочек, предполагала взаимодействие с ней зрителя: наливая воду в определенные баки, можно было запустить звуковой паттерн, записанный художниками в Дагестане во время прохождения резиденции «Сильно». Баки с водой, установленные на крыше каждого дома Дербента — неотъемлемая часть повседневности города.
Звучание цеха шампанизации и инсталляции «Город 5000 утечек» приводило в движение масштабную видеопроекцию Арсена Курбанова «Т1ут1ила делхъ» (с дарг. «танец винограда»), размещенную на всю высоту пространства. В основе видеоработы — кубачинские орнаменты, трансформируемые художником с помощью 3D‑моделирования. Переводя культурный код Дагестана в цифровое искусство, художник стремится открыть новые возможности и потенциал для исследования дагестанской культуры.

В своем творчестве я стараюсь отобразить народные узоры, орнаменты, символы, звуки и мотивы, задавая им объем, преобразовывая их. Это позволяет мне проникнуть глубже в дагестанскую культуру, понять ее историю и процессы, а также проанализировать влияние на другие культуры, тем самым сохранив ее идентичность и уникальность.


Арсен Курбанов, художник

Видеоработа Арсена Курбанова и живописное произведение Заиры Магомедовой и Халимат Саидудиновой пополнили формирующуюся коллекцию искусства компании «Дербент Вино». Конечной точкой маршрута был верхний этаж завода с медитативной инсталляцией Анны Кабировой «Хамрийят из уст женщины», чей перформанс зрители могли наблюдать на протяжении всего мероприятия.

Пять запахов-посланий, собранных на основе ароматики определенных видов вин, воздействовали на зрителя напрямую на уровне подсознания. Виды вин для создания запахов были отобраны художницей совместно с главным виноделом компании Шамилем Алиевым. Запахи экспонировались в керамических сосудах, выполненных на заказ специально для проекта. Объекты соединялись между собой эфемерным ковром из соли, который в течение всей выставки постепенно «плела» художница. В этом проекте объединены традиционные ремесла Дагестана — ковроткачество, керамика, ручная добыча соли, в которых центральную роль играет женщина, передающая традиции своего народа из поколения в поколение.

Это светлое, чистое пространство с практически панорамным обзором и окнами в пол, а также видом на Каспийское море было глотком свежего воздуха, куда зритель поднимался с нижнего и затемненного производственного этажа. Инсталляция Анны логично завершала драматургию движения зрителя и давала возможность замедлиться и переварить полученные впечатления.


Варвара Новикова, куратор артнаправления завода «Дербент Вино»

Всего на событие зарегистрировалось около 700 человек. Некоторые посетители специально приехали в Дербент из других регионов России для участия в фестивале. Помимо экскурсий, стартовавших каждые полчаса, для гостей была предусмотрена зона отдыха с живой музыкой и фудмаркетом, организованным ресторатором Мурадом Калаевым и «3 sisters catering». По окончании «Ночи заводов» руководство завода получило письмо от министра культуры Дагестана Заремы Бутаевой, которая отметила, что проведение мероприятия на территории завода превращает его в востребованную культурную локацию и стимулирует реализацию новых творческих инициатив.

Очаг виноделия стал местом рождения произведений искусства. И это прекрасный дар жителям города!


Зарема Бутаева, министр культуры Республики Дагестан

АВТОР
Варвара Новикова

ТЕГИ
Культура