«Я думаю, что это традиция, частью которой я являюсь. Какие бы я ни предпринимала попытки выхода, попытки пересмотра, взгляда
извне – я всё ещё её часть.»
художница, дизайнер, специалист по древностям, переводчик с фарси и в прошлом куратор Центра этнической культуры Махачкалы, которая работает преимущественно с текстилем и вышивкой. Трудно сказать, художница выбрала медиум или он её, ведь Джавгарат с раннего детства была погружена в изучение техник, узоров и символики кайтагской вышивки. Сегодня художница исследует и возрождает традиционное ремесло Дагестана, используя новые визуальные формы, а свою художественную практику определяет как поиск собственного пути.
Джавгарат Монакова
Джавгарат Монакова: продолжение традиции кайтагской вышивки в современном искусстве
Родители художницы, Патимат и Габиб Исмаиловы, стояли у истоков возрождения традиций вышивального искусства.
Патимат Исмаилова искала старинные предметы для комплектования коллекций музеев Махачкалы, где работала
внештатным сотрудником. Однажды она получила запрос на кайтагские вышивки.
«В первую очередь, мама стала интересоваться селением, где мы жили. Чуть ли не в соседнем доме она обнаружила этот предмет, уже находившийся в забытьи, потому что ни функционально, ни ритуально вышивки уже не были нужны. Одновременно с поиском самих предметов собиралась полевая информация о том, что они из себя представляют.»
Образец вышивки для подушки XVIII-XIX вв.
Источник: https://collection.ethnomuseum.ru/entity/OBJECT/358667
Тогда же к исследованию присоединился и Габиб Исмаилов, отец Джавгарат. Ему удалось собрать большой этнографический материал, который впоследствии лёг в основу книги «Магия даргинской вышивки. Семантика образов и ритуальное предназначение». Долгое время в семье не могли разгадать особенностей вышивальной техники. В итоге было принято решение распороть небольшой фрагмент одного из образцов. Так, постепенно, Патимат и освоила техники вышивания, которых было около одиннадцати. А позже передала знания и своим дочерям.
Кайтагская вышивка – это уникальный вид дагестанского искусства, один из немногих, что известен за рубежом. Её отличают оригинальные орнаменты с особенной системой построения, богатая цветовая палитра, а также вышивальная техника «гладь вприкреп» или «настил вприкреп». Кайтагская вышивка использовалась в быту, но её основная функция была не декоративной, а ритуальной и оберегающей. Вышивкой накрывали люльку с новорожденным младенцем, в нее заворачивали приданое невесты, ей закрывали лицо умершего, и в каждом случае – лицевой стороной вниз.
«Мы стали повторять вышивки по известным изображениям: у нас оставались фотографии и рисунки. Когда появились заказы, люди задавались вопросом: “Что это могло означать?”. Тогда у меня возник интерес к смыслу, семантическому наполнению, значимости знаков, символики, композиции в целом.»
Фрагмент старинной кайтагской вышивки с лицевой стороны.
Источник: http://www.artobjective.ru/kaitag.html
Произведения, созданные Джавгарат Монаковой в начале творческого пути, следовали принципам построения орнаментов
и до мелочей повторяли технику изученных семьей вышивок. В 2012 году работы были выставлены в рамках художественно-этнографического проекта «Солярис». Художница рассказала, что это была её инициатива:
Экспозиция проекта «Солярис». Первая галерея. Каспийск, 2012.
Источник: https://www.ais-art.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2855:lr-l-r-1105-09062012&catid=263&Itemid=73
На момент работы над выставкой Джавгарат находилась в состоянии творческого осмысления ремесла. В 2024 году в Первой Галерее в городе Каспийск состоялась выставка «Пути нити», посвящённая текстилю в современном искусстве. Там Джавгарат впервые представила серию работ «По памяти», которая отличалась от раннего творчества художницы минимализмом формы, композиции и цвета. Используя накопленный в семантической и физической памяти опыт, Джавгарат создала образы, которые представляют собой современное воплощение кайтагской вышивки:
«Работа по изучению кайтагской вышивки очень долго находилась
в полутени. Запросы и заказы были, но эта тема оставалась незаслуженно неизвестной в широкой среде. Восстановление техники само по себе как явление нужно было обозначить:
она известна, она восстановлена, и мы можем этому обучить.»
Работы Джавгарат Монаковой. Серия «По памяти». 2024.
Источник: https://t.me/galeri_1_dagestan/233
Джавгарат характеризует свою сегодняшнюю практику как медиаторство. Она стремится сделать символику кайтагской вышивки «чуть более понятной», преподнося её в «вычлененной и выделенной форме». И действительно, на многих работах из серии можно узнать традиционные символы, очищенные от цвета и обретшие новую форму в произведениях художницы. Например, крест — универсальный символ, занимающий одно из центральных мест в культуре различных народов, в том числе дагестанцев, а также лабиринт, который по-прежнему встречается на стенах старых домов в аулах и служит защитой от злых сил. Стоит отметить, что универсальность символики креста — это лишь гипотеза исследователей, основанная на многообразии его интерпретаций: он может трактоваться как наследие христианства, язычества, быть символом воскресения или мирового древа, наряду с другими возможными значениями. Художница вкладывает в своё творчество идею многообразия значений символов. Каждый из них существует настолько давно, что впитал в себя разные культуры и смыслы. Соответственно, зритель вправе формулировать собственное предположение о трактовке символов, так как точной информации о значении большинства из них на сегодняшний день нет.
«Техническая, несколько рутинная работа, которая связана
с перенесением узоров, рождает большой материал для творческого, но она и убивает творческое, если не переставать этим заниматься.
Я нашла для себя линейные графические пути воспроизведения мотивов, которые иногда сами себя находят, когда я в творческом порыве.»
Cлева: работа Джавгарат Монаковой. Из серии «По памяти». 2024.
Источник: https://t.me/galeri_1_dagestan/233
Справа: Раиса и Патимат Исмаиловы «Древо жизни», 2010.
Источник: http://www.artobjective.ru/kaitag.html
В контексте трансформации символики кайтагской вышивки интересна работа художницы с флоральным образом: можно проследить сходство растительного элемента и символа «древа жизни», находящегося в центре композиции традиционной вышивки 2010 года. Древо на работе Джавгарат словно разрастается, усиливая энергию символа. Это ощущение возникает
из-за тройного повторения силуэта. По бокам от центрального элемента изображены два круглых объекта, напоминающих солярные символы. Солнце – один из наиболее часто встречающихся на кайтагских вышивках элементов.
«Здесь, наверное, речь об архетипической стороне, о, быть может, мифологеме, которая скрыта за какими-то конкретными символами, за схематизированными элементами. Если вы обратили внимание,
у меня довольно простая подача, довольно открытая. Сейчас
я стремлюсь к упрощению, минимизации изобразительной подачи – сброс большого количества слоев, которые тема в себе содержит.»
Образец вышивки для подушки, XIX вв.
Источник: https://collection.ethnomuseum.ru/entity/
OBJECT/364753
Работа Джавгарат Монаковой. Из серии «По памяти». 2024.
Источник: https://t.me/galeri_1_dagestan/233
В других своих произведениях художница, работая с традиционными визуальными образами вышивки, фокусируется на композиционных приемах. Например, в одном из произведений можно заметить характерный для кайтагской вышивки тип симметрии «сетка». Укрупненная сетка на работе Джавгарат подчеркнуто несимметрична. Художница как будто усиливает характерный для традиционных вышивок приём, акцентируя на нем внимание зрителя. Асимметрию можно также трактовать как отражение несовершенства памяти: словно узор создавался в потоке мысли, которая наткнулась на тупик «забытого»
и была вынуждена пойти другим путём.
Образец вышивки для подушки, XIX вв.
Источник: https://collection.ethnomuseum.ru/entity/
OBJECT/364753
Работа Джавгарат Монаковой. Из серии «По памяти». 2024.
Источник: https://t.me/galeri_1_dagestan/233
Ещё примечательна работа с центральным типом композиции и ромбовидным элементом. Она напоминает узор на образце вышивки для подушки XIX века. В обоих случаях элементы, окружающие центральный ромб, кажутся подвижными, будто они лишь стремятся принять форму, идеально прилегающую к соседним. У Джавгарат композиционный приём опять же работает
на усиление, вышивка выглядит более динамичной за счет большего количества воздуха между элементами.
Джавгарат Монакова, работа в технике «сграффито». Фото из личного архива художницы.
Когда-то Джавгарат, изучая культуру Древней Греции, решила передать запомнившееся ей миф о вакханках и Дионисе через своё творчество. Так появилась серия работ, выполненная в технике «сграффито», которая заключается в нанесении на основу акрила, в данном случае черного и красного цвета, с последующим процарапыванием слоёв краски по заданному рисунку. Тогда же художница и нашла свой уникальный почерк в работе с вышивкой.
Геометрические структуры и флоральные образы, созданные Джавгарат Монаковой сохраняют логику построения и характер линий кайтагской вышивки, что позволяет узнавать в работах изобразительную традицию Дагестана. Важно отметить, что использование традиционных визуальных символов связывает искусство Джавгарат не только с вышивкой, но и с широким кругом объектов визуальной культуры республики, насыщенных теми же образами. Например, символы древа жизни (к нему склонились два павлина в верхней части) и креста можно увидеть на стенке саркофага ХII-ХIII вв. из села Гонода.
«Именно это выведение белого через черный или красный акриловый слой, это процарапывание линии и выведение того смыслового содержания, которое я хотела воспроизвести, в дальнейшем определило идею белой нити на черном фоне. Я думала о том,
как перенести эту графичность линии на текстиль минималистичным
швом. Интересно, что это была первая техника, которой меня обучили лет в пять, когда дали в руки нитку с иголкой.»
Торцовая стенка христианского саркофага с рельефным изображением геральдических львов, птиц и других орнаментальных композиций. Аул Гонода.
Источник: Башкиров А. Искусство Дагестана. Резные камни: монография. — 1931. — Табл. 77.
При этом работы художницы не копируют существующие вышитые полотняные панно, а являются самостоятельными произведениями, так как представляют собой результат творческой переработки визуальной формы традиционных образцов. Используя минималистичные линии, Джавгарат выстраивает более тесный контакт между смыслами, заложенными
в орнаментах и символике, и зрителем, однако художница не планирует останавливаться на одном медиуме:
Через свою художественную практику Джавгарат Монакова доказывает, что традиционное искусство может продолжать
жить и оставаться актуальным в современности.
«Я совершенно точно могу сказать, что цвет войдёт в игру снова.
Более того, в игру войдет и звук.»
Все тэги
Люди, Интервью, Искусство, Выставка
Автор:
Анастасия Мартынова
Куратор:
Варвара Новикова
Редактор:
Аида Явбатырова