Слева направо: мама художницы Патимат Исмаилова и ее бабушка Джавгарат. Фото из личного архива Джавгарат Монаковой.
У нас оставались фотографии и рисунки. Когда появились заказы, люди задавались вопросом: «Что это могло означать?». Тогда у меня возник интерес к смыслу, семантическому наполнению, значимости знаков, символики, композиции в целом.
Фотография работы Раисы Исмаиловой в процессе её создания. Фото предоставлено Джавгарат Монаковой.
Работа по изучению кайтагской вышивки очень долго находилась в полутени. Запросы и заказы были, но эта тема оставалась незаслуженно неизвестной в широкой среде. Восстановление техники само по себе как явление нужно было обозначить: она известна, она восстановлена, и мы можем этому обучить.
Здесь, наверное, речь об архетипической стороне, о, быть может, мифологеме, которая скрыта за какими-то конкретными символами, за схематизированными элементами. Если вы обратили внимание, у меня довольно простая подача, довольно открытая. Сейчас я стремлюсь к упрощению, минимизации изобразительной подачи — сброс большого количества слоев, которые тема в себе содержит.
Именно это выведение белого через черный или красный акриловый слой, это процарапывание линии и выведение того смыслового содержания, которое я хотела воспроизвести, в дальнейшем определило идею белой нити на черном фоне. Я думала о том, как перенести эту графичность линии на текстиль минималистичным швом. Интересно, что это была первая техника, которой меня обучили лет в пять, когда дали в руки нитку с иголкой.