Фестиваль «Нарма»: открывая Дербент через современное искусство
В 2024 году команда «Завода культуры» совместно с резиденцией «Сильно» продолжила осваивать формат фестивального события, которое вышло за рамки винодельни «Дербент Вино» в городскую среду и представила «Нарму́» — фестиваль современного искусства, объединяющий архитектурное наследие Дербента и его современные локации. Как современное искусство существует в пространстве памятников архитектуры и почему это важно?
Название фестиваля отсылает к автохтонному сорту винограда нарма́, произрастающему только на территории Дагестана. Земля и её богатства издревле становились главным источником вдохновения для народных мастеров. Так и для современных художников природа и культура Дагестана, его древние памятники стали площадкой для экспериментов, в которых современные технологии обеспечивают новое прочтение традиций. Фестиваль стремится к синергии разных видов искусств: архитектуры, современного искусства, гастрономии и локальной музыкальной сцены.

Предварял фестиваль открытый лекторий: с 17 по 20 сентября проходили публичные лекции в интерьерах Музея «Ковра и декоративно-прикладного искусства» и резиденции «Сильно». В качестве приглашенных спикеров выступили стрит-арт художник Ян Посадский, искусствовед и куратор арт-направления компании «Дербент Вино» Варвара Новикова, директор медиа-дизайн студии «Radugadesign» Иван Нефедкин и руководитель и куратор галереи цифрового искусства «Generative Gallery» Анна Смирнова. Они поделились собственным опытом работы в сфере, рассказывая о паблик-арте, медиаискусстве и показе современного искусства в музеях.
21 сентября 2024 года для посетителей фестиваля работали три локации, воплощающие собой период древности и современности Дербента: водохранилище на территории цитадели Нарын-Кала, Музей «Ковра и декоративно-прикладного искусства» (Армянская церковь) и технологичное пространство завода «Дербент Вино». Для создания произведений в этих пространствах были приглашены художники, работающие с медиа-артом, трансформирующим архитектурные сооружения с помощью света и звука.

В подземном водохранилище VI века на территории цитадели Нарын-Кала разместилась аудиовизуальная инсталляция Арсена Курбанова и Ильи Родионова, предлагающая опыт уединения и наблюдения за трансформацией традиционных дагестанских орнаментов. Сгенерированное искусственным интеллектом изображение видоизменялось под воздействием импульсов, которые с помощью специального пульта управления мог задавать зритель. Экспериментальный формат преобразовывал привычное восприятие архитектурного памятника, уже много веков не использующегося по назначению, но хранящего память о своей истории.

Мы очень ценим доверие руководства Дербентского музея-заповедника и благодарны за возможность представить работы современных художников в их стенах. Мне кажется важным новое осмысление исторических памятников и превращение их в пространство для экспериментов.


Варвара Новикова, куратор артнаправления завода «Дербент Вино»

От крепости Нарын-Кала до Армянской церкви проходил экскурсионный маршрут по магалам Дербента, связывающий две точки на карте фестиваля. В пространстве церкви была размещена звуковая инсталляция Георгия Робакидзе «Перекресток культур» с элементами интерактивного взаимодействия с аудиторией. В основу художественной работы Георгия Робакидзе легли полевые записи, собранные во время исследовательских поездок по Дагестану, организованных резиденцией «Сильно». Территория звукового ландшафта охватила несколько точек: городскую среду Дербента и Махачкалы; село Кубачи, один из крупнейших на Кавказе центров художественной обработки металла, резьбы по камню и дереву; а также историко-культурные центры Чох, Гоцатль, Куркли, Самурский лес, Карадахскую теснину. Звуковой пейзаж был составлен из пяти каналов. Каждый из них передавал различные региональные оттенки, которые формировались под влиянием множества культур: персидской, арабской, кавказской, тюркской и других. Эти звуки отражали наследие древнего города, где каждая эпоха и культура оставила свой уникальный след.

«Перекресток времен» — это не только звуковая инсталляция, но и место размышлений, где посетители могли погрузиться в атмосферу Дербента и почувствовать себя стоящими на перекрестке цивилизаций.


Георгий Робакидзе, художник

Завод «Дербент Вино» стал основной локацией фестивальной программы. Регулярно для посетителей проводились медиаторские туры. Посетители впервые увидели созданный специально для завода мурал от художника Яна Посадского «Узел», сложенный из нескольких изображений, представляющий различные временные слои истории Дербента.
Внутри одного из производственных цехов винодельни была представлена работа художника CASPIUM, обращающаяся к маскам кубачинских пальтаров и трансформации этой традиции в цифровой среде. Еще в начале прошлого века в селе Кубачи существовал союз неженатых молодых людей, соблюдающих полную анонимность, благодаря ношению войлочных масок с лаконичной раскраской. Первоначально основная функция подобных союзов была военной, но со временем «пальтары» трансформировались в персонажей кубачинского свадебного обряда. Вдохновляясь конкретной традицией CASPIUM в своей медиаработе обращается к феномену маски вообще. Природный войлок маски пальтаров в его прочтении становится то ли пластиком, то ли застывшим льдом.

Несмотря на то, что «Пальтар», созданный художником, существует уже не в реальности, а в цифровой среде, он все еще остается символом выбора: быть открытым или оставаться инкогнито. Ведь феномен маски подвергает трансформации любого персонажа так же, как это было много веков назад.


Варвара Новикова, куратор артнаправления завода «Дербент Вино»

На территории завода художник и куратор резиденции «Сильно» Максим Силенков создал аудиальную инсталляцию «Акратофор» из гигантских уличных емкостей, наполненных виноматериалом. Акратофор — сосуд, используемый в античной Греции для хранения и подачи неразбавленного чистого вина. Эти емкости предстали в новом свете, обретая голос через созданное художником специальное устройство. Каждый из 16 акратофоров на территории винзавода был оснащен уникальным механизмом, состоящим из электромагнитного толкателя, пластины металлофона и отпечатанного на 3D-принтере корпуса. Эти устройства с помощью магнитов крепились на поверхности сосудов, превращая их в музыкальные инструменты.
От команды «Сильно» на заводе также была представлена инсталляция «Экспедиция. Ландшафт» — карта путешествий, совершенных резидентами «Сильно» в рамках экспедиций по территории республики Дагестан в период с середины 2022 по 2024 год.

«Карта не акцентировала внимание на конкретных локациях, но передавала масштаб коллективного опыта перемещений, который является одним из ключевых особенностей резиденции как передвижной образовательной институции».


Полина Дмитриева, куратор резиденции «Сильно»

Вечером гости отдыхали на территории винодельни под звуки энергичных диджей-сетов и выступлений местных групп.
Фестиваль «Нарма» 21 сентября 2024 года посетило 1000 человек. Всего в этот день проведено более 20 экскурсий и 50 медиаторских туров на площадках фестиваля.

…Отрадно, что меценатская деятельность винодельни «Дербент Вино», создание и поддержка креативных образовательных инициатив в сотрудничестве с резиденцией «Сильно» создают столь масштабные проекты, синтезирующие художественные поиски живописцев, графиков, мастеров прикладного искусства, видеохудожников, поэтов и музыкантов. Уверены, усилия кураторов и участников Фестиваля современного искусства «Нарма» не только раскроют новые грани сложного и богатого красками историко-архитектурного комплекса Дербента, но и обозначат перспективы взаимодействия музеев классического и традиционного декоративно-прикладного искусства с мастерами современного искусства, обращающимися в своем творчестве к теме национальных культурных кодов…


Зарема Бутаева, министр культуры Республики Дагестан

Новый формат события, прошедший краткий путь от фестиваля «Ночь заводов» 2023 года к «Нарме» 2024 года, вдохновляет команду «Завода культуры» исследовать и заново открывать привычные локации Дербента и планировать новое более масштабное мероприятие в 2025 году.
Фестиваль «Нарма» организован ООО «Дербент Вино» и резиденцией «Сильно». Партнерами фестиваля выступило Министерство культуры Республики Дагестан и администрация города Дербента. Генеральный информационный партнер события – информационное агентство ТАСС.

АВТОР
Варвара Новикова

ТЕГИ
Культура