Для меня важно, что мы делаем не просто событие ради события, а выстраиваем экосистему, постоянно вовлекая местных талантливых ребят создавать проект вместе с нами, влияя тем самым на город и людей. Именно образ соучастия и результат превращения города как в участника события, так и его создателя, наполняет ценностью саму идею создания фестиваля и наполняет вдохновением продолжать.
— Максим Силенков, генеральный продюсер фестиваля «Нарма», художник и автор инсталляции «Автофикшн 360»
Самый яркий отклик зрителей для меня проявился не в каком-то отдельном событии, а в самом движении, их фланировании по городу. В этом особом темпе проживались три дня фестиваля: кто-то приезжал специально ради него, кто-то оставался дольше и выстраивал маршрут уже на месте. В этом я вижу подлинное чувство сопричастности: когда культурный проект вплетается в календарь другого человека, становится частью его планов и ритма. Сегодня, когда внимание — ценная валюта, именно оно стало для нас главным откликом.
— Полина Дмитриева, креативный продюсер фестиваля «Нарма», куратор выставочной программы
Вода, заключенная в капельницу, становится метафорой спасения жизни и очищения. Капля за каплей течет живительная влага, напоминая об ответственности сохранения водных ресурсов для тех, кто придёт после нас. Среди них — дар природы — Каспийское море
— Магомед Моллакаев, художник, сценограф
В Дагестане из-за особенностей климата и сохранности природы часто «остаются» запахи с прошедших сезонов. Например, платан пахнет и опавшими шкурками, полежавшими в холоде на земле, и нагретой от солнца древесиной. Гранаты и другие плоды могут висеть на деревьях, немного побродить. Получается, что сезон прошел, а влиять на окружающие запахи будет ещё ни один месяц. Это заставляет задуматься, какой след оставляют маленькие процессы в природе и действия человека. В больших городах такие нюансы невозможно «услышать» за общим шумом
— Май Стерлеговых, парфюмер, художник
Через лекции мы послойно знакомились с Дербентом, углублялись в тему и метод объектов, созданных художниками для фестиваля в исторических локациях. Непосредственно знакомились с людьми, кто исследует и сотворяет культуру Дагестана, перенимали их опыт. Нам даже удалось устроить «раскопки» на мастер-классе с палеонтологом. Послушав о моде Дагестана, мы выходили в парк и знакомились с брендами на маркете, а затем коллективно отдыхали на концерте. Мне нравится, что в рамках публичной и музыкальной программ нам удалось пере-открыть культуру и людей разных времен Дагестана: для кого-то выступление в Дербенте было впервые, кто-то вернулся на сцену, а кто-то организовал стихийный коллектив с дорогими коллегами. Ценю это доверие и коммуникацию, которая является лейтмотивом такого события.
— Кристина Бандзеладзе, креативный продюсер фестиваля «Нарма», программный куратор
Процесс коммуникации с событием начинается если не с рассказа о нем знакомых, то, как правило, с чтения анонса в социальных сетях или необходимой регистрации. Уже как участник вы сталкиваетесь с физическими носителями информации: держите в руках афишу или карту фестиваля с программой, читаете описания к работам художников на локациях и описания брендов на маркете. То есть текст — это проводник. Это пазл в общей картине фестиваля, формирующий общее впечатление и играющий немаловажную роль в ее восприятии. С него все начинается и им же заканчивается: любое яркое событие это повод для рефлексии, который снова ведет нас к онлайн-поисковику. Каждый текст, с которым вы сталкиваетесь — отдельный эмоциональный опыт, а в рамках фестиваля буквально событие, дополняющее событие. Каждая листовка — потенциальная открытка, которую вы сохраните на память. Поэтому нам было важно, чтобы прочитанные тексты (будь это расписание лектория или интервью на сайте) соответствовали ценности времени, которое вы отдаете, а в артефактах, сохраненных в коробке ваших воспоминаний, было выверено каждое слово и донесен закладываемый смысл.
— Аида Явбатырова, выпускающий редактор «Завода культуры»
Общая концепция фестиваля — не «прокрустово ложе», куда нужно поместить работу, но она служит импульсом к размышлению художника. Кто-то приходит уже со сформированным видением итоговой работы, а с кем-то шаг за шагом, в процессе совместного обсуждения, выкристаллизовывается её финальный облик. Этот момент взаимодействия с художником очень личный. Для меня в нем много интуитивного нащупывания и подлинной радости сотворчества. Хотя, безусловно, авторство за художником. Куратор в этом процессе медиатор, проводник, внимательный слушатель и одновременно настойчивый и требовательный организатор процесса. И здесь дружественная составляющая сотрудничества с художником всегда соседствует с деловым аспектом. Нам повезло работать не только с классными творцами, но и с достойными людьми.
— Варвара Новикова, куратор выставочной программы фестиваля «Нарма», редактор
— Полина Дмитриева, креативный продюсер фестиваля «Нарма», куратор выставочной программы
— Юлия Обухова, генеральный продюсер фестиваля «Нарма»