Фестиваль «Нарма» 2025 в Дербенте: обращение к культуре земли
Второй ежегодный фестиваль современного искусства «Нарма» прошел в Дербенте с 26 по 28 сентября 2025 года. Тема фестиваля — «Культура земли» — была раскрыта в трехдневной программе на исторических и современных площадках города: в цитадели Нарын-Кала, в Музее ковра и декоративно-прикладного искусства, на территории винодельни «Дербент Вино» и в общественных пространствах старого города. Фестиваль собрал около 1 500 гостей — жителей республики, профессионалов арт-сцены и туристов.
В этом году фестиваль стал масштабнее: он охватил более широкий спектр направлений, участников и городских локаций. Коллективный диалог с городом конструировался через объекты искусства и архитектурное наследие, публичную программу и знакомство с экспертами, выступления музыкантов на сцене и локальную продукцию — так зрители могли погрузиться в исследование культурного слоя земли Дагестана во всем его разнообразии.

Для нас важно выстраивать экосистему, где каждый становится соавтором происходящего. Наша команда и талантливые ребята из Дагестана создают проект вместе, вступая в диалог с городом и его наследием. Сам город превращается в участника события и его создателя. Именно эти процессы соучастия наполняют «Нарма» смыслом и вдохновляют меня продолжать.


— Максим Силенков, генеральный продюсер фестиваля «Нарма», художник и автор инсталляции «Автофикшн 360»

«Культура земли» как основная тема фестиваля была избрана не просто так. Латинский корень слова «культура» («colere») включает широкий спектр значений: от «культивировать», «возделывать» и «населять» до «боготворить» и «защищать». И если изначально понятие культуры было связано с материальным процессом обработки земли, то позже стало синонимом цивилизации и интеллектуального прогресса. Сегодня человек внедряется в природную среду ежеминутно. Не совершая при этом активных действий, он непременно оставляет после себя пласт следов: например, оседающий в земле «культурный слой», изучением которого спустя века занимаются археологи. Стремление индивида стать менее зависимым от природы сталкивается с реальностью их непрерывного взаимовлияния: эта нерушимая связь проявляется не только в земледелии и сельском хозяйстве, но и сферах, связанных с развитием творческого начала человека. Для Дагестана с его живой, необузданной, красочной природой и людьми, все еще искренне привязанными к родной земле, подобный выбор темы вполне естественен.

Общая концепция фестиваля — не прокрустово ложе, куда нужно поместить работу, но она служит импульсом к размышлению художника. Кто-то приходит со сформированным видением итоговой работы, а с кем-то шаг за шагом, в процессе совместного обсуждения, выкристаллизовывается её финальный облик. Этот момент взаимодействия с художником очень личный. Для меня в нем много интуитивного нащупывания и подлинной радости сотворчества. Куратор в этом процессе медиатор, проводник, внимательный слушатель и одновременно настойчивый и требовательный организатор процесса. Здесь дружественная составляющая сотрудничества с художником всегда соседствует с деловым аспектом. Нам повезло работать не только с классными творцами, но и достойными людьми.


— Варвара Новикова, куратор выставочной программы фестиваля «Нарма», редактор

В этом году, как и в прошлом, участникам была выдана карта фестиваля, которая объединила в единый маршрут исторические и современные городские площадки, ставшие на дни проведения «Нармы» выставочным пространством для арт-объектов и инсталляций художников со всей России, а также сценой для местных музыкантов, исследователей, кураторов, ремесленников, производителей и профессионалов из разных сфер.

Самый яркий отклик зрителей для меня проявился не в каком-то отдельном событии, а в самом движении, их фланировании по городу. В этом особом темпе проживались три дня фестиваля: кто-то приезжал специально ради него, кто-то оставался дольше и выстраивал маршрут уже на месте. В этом я вижу подлинное чувство сопричастности: когда культурный проект вплетается в календарь другого человека, становится частью его планов и ритма. Сегодня, когда внимание — ценная валюта, именно оно стало для нас главным откликом.


— Полина Дмитриева, креативный продюсер фестиваля «Нарма», куратор выставочной программы

Уже второй год фестиваль «Нарма» вдыхает новую жизнь в пространство древнего водохранилища VI века на территории крепости Нарын-Кала. В этом году там была представлена инсталляция Магомеда Моллакаева «Всё есть вода». В этой работе вода становится главным художественным средством: словно жидкое зеркало, поверхность которого отражает свет и создает игру теней, она, по задумке автора, навевает воспоминания о назначении этого пространства. Легенда гласит, что однажды враги, пытавшиеся захватить крепость, объявили награду тому, кто укажет расположение водных каналов. Предатель нашелся, воду отравили и крепость была взята. Стены древнего водохранилища наполняются новым смыслом через искусство. «Тотемы Дербента», ожившие графические рисунки авторства Магомеда Моллакаева, озаряют цифровым пламенем древние стены. Архаичные образы художника словно задают вопрос: что или кто сегодня покровительствует городу?

Вода, заключенная в капельницу, становится метафорой спасения жизни и очищения. Капля за каплей течет живительная влага, напоминая об ответственности сохранения водных ресурсов для тех, кто придёт после нас. Среди них дар природы — Каспийское море.


— Магомед Моллакаев, художник, сценограф

От крепости Нарын-Кала до Армянской церкви проходил экскурсионный маршрут по магалам Дербента, связывающий две точки на карте фестиваля. Под куполом церкви были размещены две работы — текстильный объект «Оберег» Лейлы Бабаевой и ольфакторная работа «След сезона» Мая Стерлеговых.

В работе «Оберег» Лейлы Бабаевой обычные предметы теряют утилитарность и обретают новое значение. Самоварные ключи, конские удила, подковы и другие детали становятся частью новой образной системы. Три ключевых образа, словно фигуры, предстают на фоне аскетичной материи: в центре — дом, вокруг которого разворачиваются две энергии — мужская (защита, сила, поиск) и женская (равновесие, изобилие). Эти смыслы передаются из поколения в поколение, связывая семьи, обеспечивая чувством безопасности и принадлежности к чему-то большему, чем одна конкретная единица, отдельный человек.
На фоне «Оберега» разворачивается другая история — о запахах, которая особенно полюбилась зрителям. Наблюдение за сменой времен года было важным аспектом жизни человечества, как в древности, так и сегодня. Ощущение завершения природного цикла буквально витает в воздухе, оно тесно связано с обонятельной памятью человека. Какие запахи рождает земля Дагестана в разные времена года? На этот вопрос ответил участник резиденции «Сильно», парфюмер и художник Май Стерлеговых, собрав четыре аромата-образа, отражающих природные изменения дагестанской земли в разные сезоны. Весна — звонкий, прозрачный аромат свежей зелени и ручья. Лето — тёплый шерстяной запах молока и абрикосов. Осень — глубокие древесные запахи плодов, созревающих к осени, увлажненная земля, опавшая преющая листва. Зима — ладан, темный дубовый мох, металлические ноты розы.

В Дагестане из-за особенностей климата и сохранности природы часто «остаются» запахи с прошедших сезонов. Например, платан пахнет и опавшими шкурками, полежавшими в холоде на земле, и нагретой от солнца древесиной. Гранаты и другие плоды могут висеть на деревьях, немного побродить. Получается, что сезон прошел, а влиять на окружающие запахи будет ещё ни один месяц. Это заставляет задуматься, какой след оставляют маленькие процессы в природе и действия человека. В больших городах такие нюансы невозможно «услышать» за общим шумом


— Май Стерлеговых, парфюмер, художник

Почти в первозданном виде сохранилось водохранилище в 9-м магале, неподалеку от ворот Джарчи-капы. Ранее оно было недоступно для посещения публики. На фестивале «Нарма» звуковой ландшафт группы «Цантукар», словно вода, заполнил водохранилище, напомнив зрителям о значимости истории этого места. Созданная на стыке современного экспериментального звука и классических инструментов композиция манила участников заглянуть в подземное пространство, которое в скором времени откроется и для постоянного посещения.
Основной площадкой фестиваля стал Парк имени Сулеймана Стальского, где была размещена специально спроектированная для мероприятия футуристичная сцена, на который каждый день выступали исполнители из Дагестана, а также проходили лекции местных специалистов из разных сфер деятельности. Там же проходила ярмарка местных производителей. В Шахматном павильоне был организован открытый лекторий и мастер-классы для взрослых и детей. Идея формирования публичной программы и маркета, по словам креативного продюсера фестиваля Кристины Бандзеладзе, заключалась в том, чтобы каждая из секций дополняла и раскрывала друг друга через разный опыт и разное пространство коммуникации.
Публичная программа создавала дополнительное пространство для встречи и погружения в тему фестиваля. Лекции и мастер-классы открывали живой диалог с участниками и их практикой, нам даже удалось устроить «раскопки» с палеонтологом! Ярмарка знакомила с локальной гастрономией, модой и периодикой, а концерт каждый вечер создавал совместное теплое воспоминание. В рамках программы нам удалось пере-открыть культуру и людей разных времен Дагестана: кто-то выступал в Дербенте впервые, кто-то вернулся на сцену, а кто-то организовал стихийный коллектив с дорогими коллегами. В этом и есть главная ценность для меня: живой диалог, доверие и формирование гибридного коллективного пространства здесь и сейчас всеми участниками процесса — городом, горожанами, художниками, гостями, командой, объектами, звуками и… погодой!

— Кристина Бандзеладзе, креативный продюсер фестиваля «Нарма», программный куратор

Процесс коммуникации с событием начинается если не с рассказа о нем знакомых, то, как правило, с чтения анонса в социальных сетях или необходимой регистрации. Уже как участник вы сталкиваетесь с физическими носителями информации: держите в руках афишу или карту фестиваля с программой, читаете описания к работам художников на локациях и описания брендов на маркете. То есть текст — это проводник. Это пазл в общей картине фестиваля, формирующий общее впечатление и играющий немаловажную роль в ее восприятии. С него все начинается и им же заканчивается: любое яркое событие это повод для рефлексии, который ведет нас к поиску информации о понравившихся художниках, работах, местах. Каждый текст, с которым вы сталкиваетесь — отдельный эмоциональный опыт, а в рамках фестиваля буквально событие, дополняющее событие. Каждая листовка — потенциальная открытка, которую вы неосознанно сохраните на память. Поэтому мне важно, чтобы прочитанные тексты соответствовали ценности вашего времени, а в артефактах из коробки воспоминаний было выверено каждое слово и донесен закладываемый смысл. Такая педантичность это проявление уважения ко времени и опыту человека.


— Аида Явбатырова, выпускающий редактор «Завода культуры»

Рядом с ярмаркой, представляющей материальные дары земли Дагестана, разместилась инсталляция «Даран‑базар» — размышление о метафорическом базаре, неотъемлемой части культуры этого региона, от художниц Заиры Магомедовой и Халимы Саидудиновой. Колоритный восточный базар, по мнению авторов, отражает модель мироустройства. Через производство и обмен товарами проявляются взаимоотношения людей. Южный Дагестан издавна славился выращиванием марены красильной — ценного растения, из корней которого производили натуральные красители. С изобретением анилиновых красителей производство марены утратило значение. Это яркий пример процессов, которые постоянно происходят как на рынке, так и в культуре. Окрашенные мареной ткани становятся основным материалом инсталляции художниц, обращая нас к истории об обретении и обесценивании благ, которые может дать земля.

Многообразие товаров базара становится оазисом вдохновения. Даже из китайской дешевой вещицы можно сделать настоящую драгоценность. Каждый зритель смог стать соучастником произведения художниц, привнеся свой элемент в формирование феномена восточного базара — жизнерадостного, самобытного, живого пространства, обретшего в работе художниц непреходящее значение для культуры дагестанской земли.
В Шахматном павильоне в парке Сулеймана Стальского была представлена групповая выставка. Одна из участниц — художница, специалист по древностям Джавгарат Монакова (читайте материал о ней на нашем сайте) - переосмысляет визуальную традицию Дагестана, в том числе знаменитую кайтагскую вышивку, экспериментируя не только с содержанием, но и с формой. На выставке экспонировалась ее серия «Вакханки» и текстильная работа «[Не]изменяемость». Поэтическое видеоэссе Анастасии Николаенко «Сад Парадиз» — очень личное размышление о важных для семьи автора местах в Дагестане — было посвящено созидательной и разрушительной силе водной стихии. В своем исследовательском проекте «Внешние воздействия» Полина Дмитриева и Кристина Бандзеладзе размышляли о пограничных состояниях природного сырья и его зависимости от человеческого присутствия. Ежедневно в парке между выступлениями артистов звучала композиция саунд-артиста и композитора Никиты Олещенко-Кержакова. В её основе — полевые записи, собранные автором во время экспедиции по территории Дагестана в рамках личных выездов и коллективных проектов совместно с резиденцией «Сильно».
Следующая точка фестиваля — территория завода «Дербент Вино», которая с 2023 года стала площадкой для художественных исследований, выставочным пространством современных авторов и местом обмена опытом. В одном из производственных цехов авторы Магомедмурад Уцумиев (МагаЗима) и Максим Силенков представили интерактивную инсталляцию с записями автономных экспедиций по труднодоступным уголкам природного ландшафта Дагестана. В литературе жанр автофикшн представляет собой соединение элементов биографии автора с художественным вымыслом. В названии инсталляции зашифрована и отсылка к автобиографичности литературного жанра, и стремление художников изобрести свой формат высказывания — «автомобильный фикшн». Здесь способом познания окружающего мира становится экстремальное путешествие по пересеченной местности. Автомобили ВАЗ-2108 выступают не просто средствами передвижения, а агентами исследования уголков дагестанской земли, куда не проложены дороги и тропы. Установленные на крышах автомобилей камеры обеспечивают круговой обзор и в то же время передают взгляд самих героев, погружённых в пространство пульсирующей земли. Специально подготовленные для преодоления бездорожья ВАЗ-2108 становятся частью инсталляции — не только как артефакты, но и как свидетели опыта, полученного авторами. Это история не столько о покорении, сколько о симбиозе машины — агента человека — и окружающей природы, которую мы исследуем, но присваиваем, поскольку сами являемся лишь её частью.
В галерее резиденции «Сильно», исследовательской лаборатории искусства и дизайна в Дербенте, на время фестиваля открылась коллективная выставка авторов, создавших работы в результате прохождения резиденции по ковроткачеству. На выставке были представлены текстильные произведения, где ткань становится языком памяти, связи с корнями, отражением внутреннего временем. Через художественное осмысление ремесленных техник Южного Дагестана и предводительством приглашенного из Москвы куратора — художника и иллюстратора Романа PX, авторы создали многослойные высказывания о принадлежности, утрате и возвращении к себе.
Опыт резиденции «Сильно» формирует внутренний ритм фестиваля. На протяжении года участники наших программ исследуют территории, материалы, практики, вступают в диалог с жителями и местом. Из резидентов вырастают авторы программы: экспедиции превращаются в лекции и мастер-классы, а локальный контекст — в художественные работы. Для меня особенно ценно, когда участники возвращаются и берут на себя новые роли в организации процесса — ведут экскурсии, помогают в выставочной программе, создают новые связи. Так фестиваль складывается как кульминация исследовательского цикла. Это не разовый жест, а общая работа и обмен.

— Полина Дмитриева, креативный продюсер фестиваля «Нарма», куратор выставочной программы

В рамках фестиваля был впервые запущен новый экскурсионный маршрут по паблик-арту Дербента «О чем говорят стены». Во время прогулки по прибрежной части города зрителям показали масштабную галерею настенных росписей (муралов) на жилых зданиях. «Нарма» с каждым годом укрепляет сообщество творческих людей, становясь платформой для взаимодействия.
Мечтаю, чтобы фестиваль стал ежегодным событием и настоящим брендом региона. У «Нармы», вдохновленным древним Дербентом, есть потенциал стать объединяющей платформой для различных сообществ и культурным событием, стимулирующим туристический поток и приносящий пользу всему региону. В этом году фестиваль стал по-настоящему масштабным событием как по содержанию, так и по вниманию, которое он получил от аудитории. За три дня площадки фестиваля посетили около полутора тысяч человек — на треть больше чем в прошлом году. Для нас это важный показатель того, что интерес к современному искусству, к новым форматам культурного общения и к самому Дербенту растет с каждым годом. Также для нас важны внимание и доверие Правительства республики Дагестан, Министерства культуры, а также администрации города Дербент. Поддержка государством таких инициатив, как «Нарма» и «Завод культуры», позволяет создавать кейсы устойчивых культурных проектов, которые не только объединяют профессиональное сообщество и жителей региона, но и формируют современный образ Дагестана как территории с мощным культурным потенциалом.

— Юлия Обухова, генеральный продюсер фестиваля «Нарма»

Фестиваль организован командой «Завода культуры» совместно с резиденцией «Сильно» при поддержке Министерства культуры Республики Дагестан и администрации города Дербент.

АВТОР
Варвара Новикова

ФОТО
Магият Гамзаева
Джамиля Ферзиева

ТЕГИ
Культура