Взгляд изнутри: как Муэтдин-Араби Джемал писал Дагестан
 Кавказ в изобразительном искусстве долгое время был предметом взгляда «снаружи»: пейзажи как экзотика, типажи как иллюстрация, архитектура как орнамент. Франц Рубо, Теодор Горшельт — имена известные практически каждому, кто хоть раз прогуливался по Дагестанскому музею изобразительных искусств. Дагестанцы зачастую намного лучше знают русских художников, писавших Дагестан, чем своих соотечественников. Однако есть большая разница: для русского художника горы и аулы были прежде всего эстетическим вызовом, чем-то новым, неизведанным, практически экзотикой. Совсем иначе к ним относился тот, кто в этих аулах жил, кто сам был частью ландшафта. Муэтдин-Араби Джемал оказался первым профессиональным художником из Дагестана, кто попытался говорить от лица своей культуры — через рисунок, через форму, через память.