Камень, золото и память: как Рена Гасанова превратила историю Дербента в искусство
Рена Гасанова, междисциплинарный художник и театральный режиссер, в 2022 году стала победителем опен-колла на прохождение резиденции «Сильно», а значит, первым грантовым участником компании «Дербент Вино». В результате участия Рена подготовила арт-объект «Внутри», который впервые был представлен на финальной выставке работ резидентов «Карта памяти» в январе 2023 года, а сегодня входит в коллекцию «Завода культуры» и выставлен на территории завода «Дербент Вино». Мы поговорили с Реной о важности участия художников в открытых конкурсах, личном опыте прохождения резиденции, актуальных проектах и направлении ее творческого взгляда сегодня.
Рена, почему, по-твоему, художникам в Дагестане важно участвовать в опен-коллах и грантовых конкурсах?

Это возможность познакомиться с чужим творчеством, выстроить коммуникацию с кураторами, поработать с новыми формами, посмотреть, на что ты вообще горазд, ведь у вас довольно короткий промежуток времени. Почему они важны именно в Дагестане? Дагестан — прикладной. Здесь огромное количество прикладных отраслей, что говорит о глубине культуры. Художнику, как мне кажется, важно уметь что-то делать руками, и здесь многому в этом плане можно научиться.
Расскажи о том, как прошла финальная выставка.

Это был очень интересный опыт. Резиденция дала возможность посмотреть на родной город под другим углом, отрефлексировать свои переживания, связанные как с Дербентом, так и с Дагестаном в целом. Получился одновременно взгляд снаружи как наблюдателя, и изнутри как жителя. Результатом стала работа «Внутри». Я переживала о том, как люди воспримут ее, но еще во время монтажа получила ответ. Рабочие заинтересовались проектом, строили свои предположения относительно него, задавали вопросы — его смысл затронул каждого из них. Мое послание было услышано, а для художника это уже счастье.
Если оглянуться назад: чем в итоге стал для тебя опыт участия в резиденции?

Как бы это ни звучало банально, я поняла, что нужно брать и делать. Не бояться какого-то осуждения, не ждать какого-то момента, а просто брать и делать. Я давно следила за резиденцией, было интересно наблюдать за тем, что они создают. Как современному художнику мне было важно отойти от догм и шаблонов классического представления об искусстве. Я хотела высказываться новыми методами. Будто до этого момента я боялась непонятно чего, даже не анализировала это чувство, а тут наблюдала за резидентами и кураторами и заражалась их легкостью.
Твоя работа «Внутри» — это объект из камней, покрытых золотом. Какой смысл лежит в его основе?

История Дербента многослойна. У нее много углов и граней, которые хочется рассмотреть поближе. Получилась рефлексия на тему отношения дербентцев к своей истории и культуре. Для работы я выбрала родной для каждого горожанина камень — дербентский ракушечник. Из него построена историческая часть города — дома в магалах, стены крепости Нарын-Кала. Под слоем многовековой истории он стал золотым, превратился в ценность. Здесь также отсылка к наивному украшательству домов золотыми изделиями и лепниной. Мне стало интересно, почему жители не берегут историю, добавляют в нее чуждые элементы, не желая сохранить ее первозданный облик.
Интересно, что в создании работы принимал участие твой дедушка, потомственный строитель Бедратдин Мамедов.

Когда я начала работу над проектом, то поняла, что сама не справлюсь. Нужен человек, который имеет опыт работы с ракушечником. А у кого еще просить помощи, как не у дедушки? Ему 83 года, за всю жизнь он построил огромное количество домов в Дербенте. Теперь его руки создали арт-объект: вот вам снова и история, и преемственность, и корни.
Как складывается твой творческий путь сегодня?

Новый творческий проект — очень трудоемкий и энергозатратный — это ребенок. Тема материнства такая объемная, глубокая и интересная. Я осознала, что до того, как стала матерью, не ощущала мир так глубоко, как сейчас. На данный момент я больше, конечно, ушла в театр. За прошедшие два года поняла, что мне интересно выражение собственного творчества через театральные формы. Продолжаю заниматься сет-дизайном для рекламы.
Был ли проект, который стал для тебя особенно значимым?

Наверное, это постановка «Дюймовочка», над которой я работала в качестве режиссера и художника-постановщика. Я заметила, что дети в Дагестане редко ходят на спектакли, и мне захотелось при помощи сценария привлечь в театр юную аудиторию. Не знаю, насколько я хорошо справилась, но это был очень классный опыт.
Какой он, современный дагестанский театр?

Традиционный, опирающийся на классическую школу. Современность ему не чужда, но все же это «олдскул». Такой театр понятен нашему зрителю.
Если бы сегодня ты участвовала в резиденции и готовила работу, посвящённую Дагестану, то о чем бы она была?

Скорее всего, я продолжала бы раскрывать тему Дербента, а именно народности, проживающей в магалах. Вообще история магалов и Дербента такая запутанная, такая сложная, в частности — история азербайджанцев, потому как я сама принадлежу к этой национальности и не принадлежу одновременно.
Как, по-твоему, развивается художественная среда в Дагестане? Чем живет?

Мемами, наверное. В хорошем смысле этого слова. Они нашли способ говорить о проблемах с помощью смеха. Это правильно: нельзя говорить о трагедии через трагедию. Мне нравится анализ и понимание старых каких-то форм через современную призму. Нравится, что современные художники не отрекаются, не бросаются камнями, а именно осмысливают. Дагестанское современное искусство только зарождается, на мой взгляд, ищет себя, и это очень круто.
В чем, по-твоему, главное отличие Дербента от Махачкалы?

Ритм, люди. Махачкала — столица, здесь все быстро, суетно, а Дербент расслаблен под тысячелетиями своей истории. Плюс в этих городах у людей разный менталитет — в Дербенте восточное общество, а Махачкала — это Северный Кавказ. Дербентцы мягкие, открытые, но живут обособленно, общинами, в Махачкале люди более открыты для других наций.
Куда бы ты рекомендовала отправиться, чтобы познакомиться с культурой региона?

Можно устроить трип по театрам Дагестана. Сходить на национальную постановку какую-нибудь на национальном языке, послушать язык чужого народа. Мне кажется, это интересно. В любом случае, есть сурдопереводчики во многих театрах, так что проблем с восприятием и с пониманием спектакля быть не должно.
АВТОР
Варвара Новикова

ТЕГИ
Люди, Культура, Грант