Художник Ян Посадский: паблик-арт на службе у города
Определение «древнейший город России» уже прочно ассоциируется с Дербентом. Мы решили изучить и представить город через призму такого вида современного искусства, как паблик-арт. В ближайшее время на сайте «Завода культуры» появится анонс новой экскурсии по муралам Дербента, а пока делимся с вами интервью с художником Яном Посадским.
Паблик-арт работы Яна — результат исследования специфики места, локального контекста, а также способ коммуникации в городской среде. Работающий в разных медиумах, он начал создавать муралы в родном Воронеже и к настоящему моменту реализовал паблик-арт проекты в Екатеринбурге, Тюмени, Архангельске, Санкт-Петербурге, Выксе и других российских городах. Зимой 2024 года он впервые приехал в Дагестан в качестве куратора новогодней смены резиденции «Сильно», а уже осенью стал участником фестиваля современного искусства «Нарма» в Дербенте, организованного командами резиденции «Сильно» и завода «Дербент Вино». Ян создал мурал под названием «Узел» по соседству с дербентской крепостной стеной на территории завода «Дербент Вино», который теперь можно увидеть только в рамках нашего нового экскурсионного маршрута.

Мы поговорили с Яном о создании паблик-арт проекта и его смысловом содержании, а также впечатлениях о Дагестане и его становлении как художника.
В одном из интервью ты охарактеризовал свой метод работы как современное краеведение — соединение современного искусства и краеведения. Расскажи подробнее о таком подходе к исследованию: его же ты придерживался в работе над муралом для завода «Дербент Вино»?

В каждом своем проекте я стараюсь подходить с вниманием к нескольким вещам: это локальный контекст места, с которым я работаю; это поиск материала или фактуры и техники, которые усиливают эффект от концепции. Концепция же формулируется по мере этого исследования. Причем важно и исследование на месте, полевое, и ресерч в архивах, книгах, в интернете или других источниках. Еще зачастую приходится искать пространство, локацию, для которой будет создаваться работа. В случае с муралом для «Дербент Вино» было несколько вариантов на самой винодельне — из них мы выбирали наиболее удачные. Удалось сделать проект, посвященный истории производства на винодельне, поработать с архивными материалами завода. И далее связать традицию с историей, провести исторические параллели, вписав работу в ландшафт с видом на верхний Джалган и крепость Нарын-Кала. Это был потрясающий экспириенс — работать с таким масштабом, вписывая проект в такие необычайные перспективы.
Почему название мурала — «Узел»?

Название объединяет древнюю историю города с одной из новых глав современного Южного Дагестана — развитие виноделия. В переводе с персидского «Дербент» означает «узел ворот». Узел — это и утолщение на черенке виноградной лозы, из которого образуются листья и соцветия. Узел, расположенный у основания черенка, дает начало новому корню.
Работа, словно коллаж, совмещает несколько изображений, или, скорее, одно изображение накладывается на другое, как в технике палимпсеста. Почему ты решил представить работу подобным образом?

Действительно, мурал сложен из нескольких изображений, которые представляют различные временные слои. Я отобрал из архивов винодельни фотографии деревянных бочек, советского домика агронома на горе Джалган и женщины, собирающей виноград. Это первый слой, отражающий современность винодельческого производства завода «Дербент Вино». Сквозь него проступает исторический слой: в центре мы видим караван Великого Шелкового пути — фрагмент карты мира, созданной в XIV веке, или так называемый Каталонский атлас, который включал в себя развернутую карту с информацией о заморских странах по сообщениям Марко Поло. Знаменитый путешественник бывал в Дербенте и даже оставил о нем воспоминание. Сетка карты, расходящаяся от центра по всему изображению, обозначает не только конкретный физический путь людей, груженых животных, а затем и техники по вымощенным дорогам, но и путь метафорический — движение времени, смену эпох. Человеческое измерение этой глобальной картине придает фигура вполне реальной женщины. Это изображение сделано по мотивам фотографии работницы, которую я обнаружил в архиве винодельни. Её образ говорит нам о том, что за любым развитием лежит искренний труд, без которого движение вперед невозможно.
Ты провел довольно много времени в Дербенте. Сначала, будучи приглашенным куратором резиденции «Сильно», а позже, работая над муралом к фестивалю «Нарма». Какие впечатления у тебя сложились от города и республики?

Могу сказать, что Дагестан открыл для меня необычайный опыт внутреннего туризма, когда ты, будучи в своей стране, неожиданно ощущаешь себя гостем в другой или каком-то вообще другом мире. Удивительна эта фрактальность: ты попадаешь в многоплановую культуру, которая полностью меняет представление о жизни, которую очень интересно изучать и исследовать. А еще потрясающая природа, открытые и добрые люди, безумно вкусная еда — и все это вместе. Поэтому я, недолго думая, приехал в Дагестан во второй раз, чтобы сделать проект для винодельни к фестивалю «Нарма». И хотел бы однажды приехать снова, возможно, с какой-то еще работой или проектом. Либо просто провести время в приятной компании людей, с кем я обрел дружбу, пока пребывал в Дербенте и других городах республики.
Недавно ты участвовал в групповой выставке «Человек и нейросети: кто кого создает?» в Третьяковской галерее. Раму для работы ты создавал в мастерских «Сводов» ГЭС-2. Твоя продуктивность, постоянное участие в различных резиденциях и выставках впечатляет. Что бы ты мог посоветовать начинающим художникам?

В данном случае сложно что-то советовать, потому что темп работы и мотивация у художников могут быть совершенно разные. Мой опыт с резиденциями и проектами во многом базируется на том, что мне хочется совмещать путешествие и работу и находить в этом какое-то единение. То есть, с одной стороны, иметь возможность много ездить, изучать, исследовать страну, а с другой — заниматься своей художественной практикой, создавать проекты на местах. И это для меня является особенной ценностью, которая идет изнутри. Работа художника во многом отражает какие-то детские фантазии, детские мечты. И, наверное, я поэтому сначала пошел в архитектуру, а потом в паблик-арт. Мне хотелось работать с городом и при этом быть в диалоге с людьми. Это сделало из меня не архитектора, а художника. И важно сказать, что резиденции продолжают менять и открывать для меня новые возможности, развивать насмотренность, делая мои проекты только лучше. Наверное, стоит просто прислушаться к самому себе, к своему внутреннему голосу, к тем желаниям, которые ты ищешь в той или иной деятельности.
Поделись своими творческим планами на ближайшее будущее.

В планах продолжать свою практику так называемого художника-кочевника: перемещаться, открывать для себя новые места и создавать проекты там. Поэтому я всегда рад, когда меня приглашают в то или иное новое место сделать какую-то паблик-арт работу или серию галерейных работ. Отправиться в путешествие в новое место и встретить там людей, которые разделяют мою любовь к искусству, — всегда праздник.
В рамках публичной программы фестиваля «Нарма» 2024 года Ян также провел лекцию «Искусство и город: всё о паблик-арте» в стенах Музея ковра и декоративного искусства (Армянская церковь), рассказав о роли публичного искусства в решении урбанистических и даже гуманитарных задач, а также о его отличии от галерейных и музейных практик. Посмотреть запись лекции можно по ссылке.
АВТОР
Варвара Новикова

ТЕГИ
Люди, Культура